ВЕСТНИК АКАДЕМИИ

О.Н. Орлова, Д.Г. Портнов

(Академия ГПС МЧС России, e-mail: OND-chebs@yandex.ru)

 

ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.

 

Зачастую эффективность применения добровольцев для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаров связана со значением временного фактора – сами жители населённых пунктов в силу объективных причин способны быстрее, чем профессиональные формирования, осуществить реагирование на пожар и ограничить его распространение, что может выступить решающим фактором в борьбе с пожарами.

Но при этом, стихийные, неорганизованные, необученные люди не только не смогут спасти людей и остановить развитие пожара, но и способны нанести вред пострадавшим и самим себе, а также увеличить размер возможного ущерба.

Ещё одной проблемой создания добровольной пожарной охраны в сельской местности является кадровый голод. В современной России происходит процесс увеличения численности городского населения, и, к сожалению, он сопровождается закрытием учреждений социальной инфраструктуры, свертыванием сельскохозяйственного производства, миграционным оттоком молодежи, старением населения, сокращением численности трудовых ресурсов, массовой безработицей в сельской местности. Современные социально-демографические тенденции можно назвать процессом «вымирания» российского села.

На данный момент, одним из основных проблемных вопросов в создании подразделений ДПО является то, что большинство населённых пунктов, находящихся за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны, в которых в первую очередь необходимо создавать подразделения ДПО, расположены на значительном удалении от районных центров и как следствие имеют низкую численность работоспособного населения. Молодые семьи стремятся переселиться ближе к районным центрам, либо в города, где больше рабочих мест и выше уровень заработной платы, либо, имея прописку в селе, реально проживают и работают в другом населённом пункте. Зачастую, в таком сельском поселении водители либо отсутствуют, либо они трудоустроены на более высокооплачиваемых рабочих местах, а средний возраст жителей таких сёл близок к 70 годам.

Одной из самых серьезных проблем села является массовый миграционный отток молодежи в города, основу которого составляет молодежь в возрасте от 18 до 35 лет. Процесс принял массовый характер, имеет серьёзные негативные демографические последствия, так как именно молодежь является наиболее трудоспособной и грамотной частью населения. Молодежь, как правило, имеет достаточно высокий уровень образования, стремится к повышению квалификации, продвижению по службе, чутко реагирует на неудовлетворительную организации, условия и режим труда. На неё в первую очередь нацелена и агитационная политика привлечения сельского населения в добровольную пожарную охрану.

Сложившаяся в последние десятилетия социальная ситуация на селе – обесценивание сельскохозяйственного труда, низкая оплата труда и отсутствие рабочих мест, а также приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности (бытовая неустроенность, недостаточный уровень оказания социальных услуг, необеспеченность жильем) – является тормозом формирования социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий и в свою очередь препятствует процессу создания и развития добровольной пожарной охраны.

Именно удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье, повышение уровня обустройства сельских населённых пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры является проблемой профессонального «голода» в сельской местности.

На развитие сельских территорий России направлена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года», утвержденная Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2). Федеральной целевой программой «Устойчивое развитие сельских территорий до 2025 года» определены основные цели – сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3%, достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств до 80%, повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населённых пунктах до 50%.

В перспективе это позволит решить острую проблему оттока населения из сельской местности и соответственно преодолеть трудности в формировании кадрового потенциала подразделений ДПО.

 

 

Литература:

1. Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, утвержденный Правительством Российской Федерации 22 ноября 2018 г. (протокол № 34, раздел II, пункт 2);

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года №696 Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

 

Д.Г. Портнов

(Академия ГПС МЧС России, e-mail: OND-chebs@yandex.ru)

 

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ -

ОСНОВА МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.

 

Разработаны предложения по внесению изменений в законодательную и иную нормативно-правовую базу с целью повышения эффективности материального стимулирования.

 

Ключевые слова: стимулирование как основа мотивации.

 

Труд добровольцев с каждым годом становится всё более важным для развития национальной экономики.

Практика применения добровольцев при ликвидации масштабных лесных пожаров летом 2010 г. на территории Чувашской Республики свидетельствует, что оперативное применение сил и средств добровольцев для ликвидации пожаров и их последствий, совместно с государственными и муниципальными аварийно-спасательными формированиями позволяет спасти многие человеческие жизни и снизить материальный ущерб.

Принято считать, что добровольцы – это лица, осуществляющие деятельность по своей инициативе, то есть по доброй воле, безвозмездно и в общественно полезных целях. Не смотря на это, одним из основных вопросов, указанных в законах о добровольной пожарной охране в Российской Федерации, является вопрос материального стимулирования деятельности добровольных пожарных в виде денежных вознаграждений, а также компенсаций и льгот.

Форма материального стимулирования добровольных пожарных и размеры денежных вознаграждений (премий) устанавливаются учредителем общественного объединения пожарной охраны в зависимости от объема средств, предусмотренных на содержание добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины, и личного вклада добровольных пожарных в результаты деятельности добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.

Проблемным является то, что доходы члена добровольной пожарной охраны в виде материального поощрения включаются в налогооблагаемую базу и при их выплате удерживается 13 %. Однако сумма материального поощрения гражданина не облагается страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, так как указанный гражданин не состоит в трудовых отношениях, а является добровольцем.

Таким образом, повышение эффективности мероприятий по формированию добровольной пожарной охраны напрямую связано с внесением необходимых изменений в законодательную и иную нормативно-правовую базу. Целесообразнее при выплате материального поощрения добровольцу, участвующему в деятельности добровольной пожарной охраны либо не удерживать с него сумму НДФЛ, исчисленную по ставке 13 %, либо существенно её снизить.

 

 

Литература:

 

1. Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»;

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон от от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

5. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".